Новости

Забытый Японский Стандарт Аналогового HDTV Значительно Опередил Свое Время

Когда мы говорим о HDTV, мы обычно имеем в виду какой-либо один из нескольких стандартов, существовавших с тех пор, как телевидение сменило парадигму передачи с аналоговой на цифровую. На заре нового тысячелетия телевидение высокой четкости стало поворотным пунктом в развитии средств массовой информации, возможно, самым большим скачком вперед с тех пор, как в середине 20-го века началось цветное вещание.

Однако телевизионный формат с более высоким разрешением действительно существовал задолго до того, как мир телевидения перешел на цифровое вещание. В Японии телевизионные инженеры разработали аналоговый формат HD, который обещал качество, намного превосходящее обычные старые передачи NTSC и PAL. И все это за десятилетия до того, как в домах потребителей появились плоские экраны и цифровое телевидение!

Разрешение

Усилия Японии по разработке более совершенных стандартов аналогового телевидения были предприняты научно-техническими исследовательскими лабораториями национальной общественной телерадиокомпании NHK. Начиная с 1970-х годов, исследования и разработки были сосредоточены на том, как обеспечить более высокое качество телевизионного сигнала, а также как наилучшим образом его захватывать, сохранять и отображать.

Считалось, что более высокое разрешение Hi-Vision делает просмотр более крупного и близкого телевизора более желательным. Выбранные значения были основаны на предполагаемом расстоянии просмотра, которое в три раза превышает высоту экрана. Фото: Руководство NHK

Эта работа привела к разработке стандарта, известного как Hi-Vision, целью которого было значительно улучшить разрешение и качество вещательного телевидения.   При 1125 строках разрешение по вертикали было более чем в два раза выше, чем у преобладающего в Японии стандарта NTSC 60 Гц. Точное число было выбрано для удовлетворения минимальных требований к качеству изображения для зрителя с хорошим зрением, при этом оно соответствует удобному целочисленному соотношению 525 строк (15:7) в NTSC и 625 строк (9:5) в PAL. Hi-Vision также изменила соотношение сторон экрана с более традиционного 4:3, используемого в обычном аналоговом телевидении, на 16:9. Новый стандарт также принес с собой улучшенный звук с четырьмя независимыми каналами — левым, центральным, правым и тыловым — в режиме, который назывался «режим 3-1». Это мало чем отличалось от схемы, используемой в системах Dolby Surround середины 1980-х годов, хотя спецификация NHK предлагается использовать несколько динамиков позади зрителей для передачи единого заднего звукового канала.

Hi-Vision предлагает улучшенный звук, закодированный с помощью PCM.

В Hi-Vision, в частности, упоминался сам видеостандарт; стандарт вещания назывался MUSE, что означает кодирование с множественной выборкой по Найквисту. Это был метод, позволяющий удовлетворить высокие требования к полосе пропускания, предъявляемые к телевидению более высокого качества. В то время как для телевизионного вещания NTSC может потребоваться полоса пропускания всего 4,2 МГц, стандарту Hi-Vision требуется полоса пропускания 20-25 МГц. Это было непрактично для того, чтобы соответствовать наземному вещанию того времени, и даже для спутникового вещания это считалось слишком большим. Таким образом, MUSE предложила способ сжатия сигнала с высоким разрешением до более приемлемых 8,1 МГц, используя комбинацию точечной чересстрочной развертки и передовых технологий мультиплексирования. Использованный метод означал, что в конечном итоге для получения полного изображения потребовалось четыре кадра. Также были использованы специальные технологии кодирования, чувствительные к движению, для ограничения эффекта размытия при панорамировании камеры из-за использования метода точечной чересстрочной развертки. При этом четырехканальный цифровой аудиопоток был сжат до периода вертикального гашения. Вещание MUSE началось на экспериментальной основе в 1989 году. Со временем NHK начала регулярно использовать стандарт в своей спутниковой службе BShi, и несколько других японских вещательных компаний в конечном итоге последовали ее примеру.   Вещание продолжалось до 2007 года, когда NHK окончательно прекратила вещание, поскольку цифровое телевидение к тому времени уже хорошо зарекомендовало себя.

 

Анимация для входа на станцию NHK, использовавшаяся с 1991 по 1994 год.

Идентификатор станции из передач Hi-Vision NHK с 1995 по 1997 год. Обратите внимание на соотношение сторон 16:9, что в то время было очень необычно для телевидения. Фото: NHK

Технология также не ограничивалась трансляциями более высокого качества. Записанные носители, способные передавать контент с более высоким разрешением, также проникли на японский рынок. W-VHS (широкоформатный VHS) появился на рынке в 1993 году как стандарт видеокассет, способный записывать широковещательные материалы Hi-Vision/MUSE. Название W первоначально было выбрано из—за его сокращенного значения на японском языке «двойной», поскольку в Hi-Vision использовалось 1125 строк, что в два раза больше, чем 525 строк в трансляции по каналу NTSC.

Позже, в 1994 году, Panasonic выпустила свой Hi-Проигрыватель Vision LaserDisc, а Pioneer и Sony в конечном итоге предложат аналогичные продукты. Они также обеспечивали разрешение 1125 строк (1035 видимых) при обычном соотношении сторон 16:9. Диски считывались с помощью лазера с более узкой длиной волны, чем стандартные лазерные диски, что также обеспечивало более высокую производительность и надежность считывания.

Примерное видео с лазерного диска MUSE Hi-Vision. Обратите внимание на исключительный уровень детализации палитры макияжа и кожи, а также на следы движения в некоторых бликах объектива.

Мы надеялись, что Hi-Vision станет международным стандартом для HDTV, вытеснив уродливую смесь форматов NTSC, PAL и SECAM по всему миру. К сожалению, этому так и не суждено было сбыться. В то время как Hi-Vision и MUSE действительно предлагали изображение лучшего качества, там просто не было большого количества контента, который транслировался бы в стандартном режиме. В Японии было доступно всего несколько каналов, что создавало ограниченный стимул для домашних хозяйств обновлять свои существующие телевизоры. Аналогичным образом, количество доступных записанных носителей также было ограничено. Требования к полосе пропускания также были слишком высокими; даже несмотря на то, что MUSE подавлял сигналы, требуемая частота 8,1 МГц все равно считалась слишком высокой для практического использования на рынке США. Между тем, использование стандарта 60 Гц не заинтересовало европейскую индустрию.

Еще больше усугубило ситуацию то, что к 1996 году была выпущена технология DVD, предлагающая лучшее качество и все сопутствующие преимущества цифрового носителя. Технологии цифрового телевидения не отставали, и к концу 1990-х годов в разных странах мира началось их внедрение. Эти передачи обеспечивали более высокое качество и возможность передавать больше каналов с одинаковой пропускной способностью, что в конечном итоге привело к их распространению.

В мире до сих пор существует лишь несколько дисплеев Hi-Vision. Hi-Vision и MUSE значительно улучшили качество изображения, но их технические ограничения и трудности с трансляцией означали, что они никогда не смогут конкурировать с новыми цифровыми технологиями, которые появлялись на рынке. У технологии просто не было достаточно времени, чтобы закрепиться на рынке, прежде чем появится что-то более совершенное. Тем не менее, стоит оглянуться на контент и аппаратное обеспечение конца 1980-х — начала 1990-х годов, которые во многом могли сравниться по качеству с цифровыми телевизорами с плоским экраном, которые появятся только через 15 лет или около того. Действительно, это был настоящий технический подвиг, даже если он и не принес победы в тот день!


Другие статьи: